В Москве открылась выставка художника Саида Тихилова и фотографа Карины Ахмедовой
Дагестанские
художники вернулись с удивительными впечатлениями из сказочно красивого ближневосточного
государства, расположенного на юге Аравийского полуострова в юго-западной Азии.
Важным результатом занимательного путешествия в Йемен стала выставка «Йемен:
знаки на стенах», которая стартовала в Москве, в галерее «ART-Каша», с 27 марта
по 3 апреля.
На
мероприятии присутствовал наш специальный корреспондент в столичном регионе,
который поделился собственными впечатлениями от увиденного.
Людей,
неравнодушных к прекрасному, представителей творческой интеллигенции, ратующих
за искусство, в галерее «ART-Каша» одновременно собралось немало. Среди них -
художники, актеры, поэты, музыканты, журналисты, а также именитые галеристы,
коллекционеры, искусствоведы. Некоторые, как выяснилось, знакомы с виновниками
культурного праздника, коим стало прошедшее мероприятие, не понаслышке.
Саид
Тихилов - художник, иллюстратор, издатель, эссеист и экспериментатор. Впрочем, как полагают
эксперты, его эксперименты с цветом и узорами не имеют ничего общего с
экзерсисами модных художников 21 века. В картинах Тихилова лучше не искать
рисунков плесенью, кричащих красок, разбрызганных по холсту, лозунгов протеста
против социальной несправедливости. Камерность, диктат цвета и восточная
лаконичность работ дагестанского мастера заставляют забыть на мгновение, что
этот художник - наш современник. И его стиль, и город Сана — столица Йемена,
которую он изображает на картинах серии, - временные остовы, не тронутые
постмодернизмом. Погружая зрителя в глубину бытия зарисовками домов, элементов
архитектуры, художник создает пространство реального города, сказки наших дней,
уникального феномена в центре древней цивилизации.
О
самобытности Йемена в этот день говорили не только авторы проекта, но и
почетные гости. Один из них, Владимир Трофимов, до недавнего времени
Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Йемене, рассказал следующее:
«Йемен
- страна древних храмов, роскошных дворцов, благовоний и пряностей, насквозь
пропитан удивительными ароматами. Тысячи лет назад существовавшие на территории
Йемена древнейшие государства оставили о себе память в виде многочисленных
памятников архитектуры. Всякий приезжий будет поражен красотой бесчисленных
минаретов, освещенных первыми лучами солнца, предстающих перед глазами на
рассвете, когда современные постройки еще тонут в сиреневой дымке тумана.
Сравнивая,
мы начинаем ценить художника за то, что он рисует, и как он передает душу того,
что рисует. Саиду Тихилову, по всей видимости, это удалось. Лично я приехал в
Йемен и сразу полюбил эту страну. Древнейшая цивилизация, сопоставимая с
Египетской и Вавилонской, и параллельно экспозиции, представленные на этой
выставке, свидетельствует о том, что мы мало знаем о Йемене. Все мои знакомые,
которые приезжали в гости, говорят, что другой такой страны не знают. К слову,
более 50.000 выпускников бывших советских ВУЗов представлены в высших эшелонах
власти страны. В Йемене достаточно сказать, что вы — русский, из России, и вам непременно нальют кофе или чай, и еще
обласкают.
Символично
и то, что готовясь к выезду из Йемена, я параллельно занимался переговорами с
московским правительством о том, чтобы йеменцам позволили построить в Москве на
Полющихе Посольство в сугубо йеменском стиле. Оказывается, важно получить
согласие как в техническом, так и в архитектурном плане. Сегодня в Йемене
происходят события, которые могут привести к тяжелому переходному периоду. И
если кто не был в Йемене, то рекомендую съездить, но позже, когда там станет
чуточку спокойнее».
И
вправду, фактурность изображений Саида Тихилова, символический дух городских
пейзажей, сдержанная эмоциональность единственного в серии портрета
очаровательной йеменки переносят нас по ту сторону изображения, фиксируя в
сознании четкие образы из Йеменской повседневности. Каждая из работ подчеркнуто
аскетична: простой сюжет, графическое исполнение, уникальный выбор пропорций
символов и цвета для передачи импульса, обращенного к феномену застывшей жизни.
Вместе
с картинами Саида Тихилова экспонируются черно-белые фотографии из Йемена
Карины Ахмедовой. Желание запечатлеть в объективе лишь быт иногородной культуры,
передать вкус ее экзотики, естественным способом трансформировалось в попытку
автора уловить и передать ее красоту, сделать ее станковым произведением.
Одними
из главных достопримечательностей Йемена являются многоэтажные дома-крепости,
построенные из сырцового кирпича и природного камня, и маленькие города,
обосновавшиеся на скалах. Благодаря картинам художников, удивительное ощущение
испытываешь, находясь в городе, под которым плывут облака, как из иллюминатора
самолета.
По
словам Саида Тихилова и Карины Ахмедовой, в Йемене есть люди, которые живут
своей беспечной жизнью, вместе со своей архитектурой, корнями, инстинктами.
Проводя художественную параллель, мастера родом из Дагестана говорят о том, что
хотели показать саму суть примерности, которая заключается не только в изучении
воздуха, солнца, теней, а бывает еще и эмоциональной. Таким образом,
собирательный образ был заключен в оболочку добра и приятного впечатления.
Сам
Йемен продолжает оставаться очень интересным тем, что там до сих пор сохранилась
старая архитектура, не подвергшаяся урбанизации и глобализму. Хотя, имеют место
в быту спутниковые антенны, возможно, это связано со своеобразной политической
консервацией. Йемен также примечателен тем, что целое государство пропитано
духом поколений, этим проникаешься и понимаешь, глядя на работы мастеров из
Дагестана, что государство живет именно этим, такого нынче так мало в мире.
Ведущий
мероприятия Магомед Абдулхабиров назвал прошедшую выставку благородным часом
вдохновения и от лица всех гостей выразил благодарность галерее «ART-Каша» в лице ее исполнительного
директора Ксении Подойницыной. Последняя отметила, что выставка была
организована совместными усилиями, чтобы показать, что наше общество движется в
правильном направлении. «Мы все разные, но мы вместе, и это очень хороший знак.
Изначально проект площадки был задуман как формат для привлечения молодых
талантов, что дает ощутимый толчок в массы», - сказала она.
Как
Гоген или Матис, вернувшиеся в свое время из Африки и привезшие с собой другую
культуру, Саид Тихилов и Карина Ахмедова открыли для большинства собравшихся
новый мир, выразившийся в великолепном контрасте цветного и черно-белого,
способный легко вызвать интерьерный восторг у ценителей настоящей красоты.
Работы
авторов прозвучали максимально убедительно. Будучи представленными в выгодном
свете, был достигнут эффект удачи. Своеобразию художников помогла и сама
площадка, привыкшая к оригинальной подаче с глубоким смыслом.
Воспринимая
Йемен как единый живой организм, который чувствует, слышит, говорит, охотно
входит в контакт с интересующимися людьми, сквозь призму естественной
эмоциональности под внимательными взглядами посетителей выставки картины
художника Саида Тихилова и фотографа Карины Ахмедовой откликались на чудесное
восприятие и преображение в новую жизнь, теперь уже в России, открывая свое
истинное лицо. И что не менее интересно, в данном случае живопись и
документальная фотография не диссонировали, а лишь завершали друг друга,
формируя единый образ, образ тени на глиняной стене, знаки Йемена на
стенах...
Источник: http://gazeta-nv.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5791&Itemid=216 |